Комплексная борьба со сном за рулем. Как будут лечить усталость в 2016-м
Дек 10, 2015 01:42

За одиннадцать месяцев этого года с участием грузового транспорта произошло более 9,7 тысяч ДТП, в которых погибло свыше 1,5 тысяч человек и почти 12,5 тысяч были ранены. Не многим лучше ситуация с пассажирским транспортом: за тот же период времени автобусы попадали в аварии около 4,5 тысяч, в происшествиях погибли 309 человек, а ранения получили более 7 тысяч. 

Еще в 70-х годах Европа стала контролировать водителей не с точки зрения, какую прибыль они приносят, но с точки зрения обеспечения безопасности на дорогах. Остро стал вопрос контроля соблюдения водителями режимов труда и отдыха. Для этого на каждую единицу транспорта, занятую в сфере грузовых и пассажирских перевозок, стали устанавливать тахографы: устройства, контролирующие режим труда и отдыха водителя, а также скоростной режим транспортного средства.  

В России поэтапное оснащение тахографами началось в 2014 году, а к апрелю 2015-го использование тахографа стало обязательным практически для всех категорий транспорта. Однако за неполный 2015-й год сотрудники Госавтоинспекции выписали уже более 264 тысяч протоколов за отсутствия прибора, за несоблюдение водителями режима труда и отдыха за тот же период выписано 7,7 тысяч штрафов.

Десятки обсуждений в Правительстве, множество форумов и конференций в Москве, Петербурге, Ярославле, Липецке, Туле, Екатеринбурге и других российских городах были посвящены развитию системы тахографического контроля, которая помогла Европе снизить количество ДТП на 22%, а число смертей - на 55%. Представители Совета Федерации, Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, управления надзорной деятельности ГИБДД МВД РФ, ГУП «Мосгортранс», ФБУ «Росавтотранс», Российского автотранспортного союза, экспертного центра «Движение без опасности» работали над темой безопасности в области грузовых и пассажирских перевозок. Но одним из факторов, значительно осложняющих работу, оказалось нежелание многих перевозчиков соблюдать базовые принципы безопасности.

Именно таких людей в 2016 году будут ожидать большие перемены. Поправки к Федеральному закону«О безопасности дорожного движения», рассмотрения которых удалось добиться в 2015 году, а принятия стоит ждать в начале 2016-го, ужесточат требования ко всем обладателям автобусов и грузовиков, независимо от вида собственности. Установка и использование тахографа, поездки с обязательными остановками, увеличение штрафов за нарушение норм управления до 3-5 тысяч рублей – маленькая часть того, что придумали законодатели для предотвращения «сонных» и «усталых» аварий. 

Кроме того, законодатели и представители автомобильной отрасли продумали, как водители могут извлечь выгоду из использования тахографа. В наступающем году суды начнут рассматривать показания тахографов для разбора аварий. Это поможет честным водителям доказать свою невиновность в случае, если им вменяют, например, превышение скорости. В ДТП, где водителя обвиняют в том, что он уснул за рулем или вовремя не среагировал на происходящее из-за усталости, тоже можно будет разобраться, так как тахограф фиксирует каждую остановку и отмечает ее длительность. Прибор обеспечит водителя и данными о количестве пройденных километров, что может быть зачтено в пользу добросовестного водителя, который докажет в суде, что не ехал 1000 км без остановок и потому попал в ДТП, а, напротив, соблюдал режим труда и отдыха, и авария произошла из-за других причин.

Для того, чтобы инспекторы ГИБДД имели полное представление об особенностях тахографа, в частности, о том, как отличить махинацию с устройством от неосторожного обращения водителя, на совещании у Министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева было предложено организовать дистанционное обучение, позволяющее любому сотруднику Госавтоинспекции проходить специальный обучающий курс и аттестацию, которые дадут возможность получить необходимую базу знаний для по-настоящему эффективного контроля за режимом труда и отдыха.

«Отдельной темой для ряда совещаний стал вопрос ответственности производителей и мастерских за неработающий или работающий неправильно тахограф. Общественный резонанс вызвала ситуация, когда представители ГИБДД, проверяя наличие тахографа, не имели возможности проверить его данные, потому что зачастую система давала сбои, не позволяющие проанализировать, когда водитель отдыхал, а когда работал. Возлагать ответственность и выписывать штраф за неработающий тахограф человеку, который его добросовестно установил, нецелесообразно, поэтому на данный момент активно прорабатывается вопрос о возложении соответствующей ответственности на производителя, если тахограф не соответствует требованиям к процедурам его настройки и калибровки», - отметил эксперт ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин.

Иными словами, уходящий год дал законодателям, органам контроля и бизнесу комплексное понимание подхода к решению проблемы высокой аварийности с грузовым и пассажирским транспортом по вине человеческого фактора. Обстоятельства, приводящие к таким авариям, можно легко избежать, если ставить безопасность одним из приоритетов работы. На данный момент не осталось никаких шансов игнорировать безопасность, важные поправки к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» будут приняты в обозримом будущем, механизмы контроля станут проще, а у людей, будь они физические или юридические лица, не останется возможности перемещаться, если помимо пассажиров и грузов, которые они перевозят, у них нет личного груза ответственности.

Яндекс.Метрика